Одной из антикоррупционных мер, установленных российским законодательством и активно реализуемых на практике, является механизм уведомления о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих, если до увольнения со службы они замещали коррупционно-опасные должности. Перечни таких должностей устанавливаются нормативными правовыми актами каждого государственного органа или органа местного самоуправления самостоятельно и размещаются для ознакомления на официальных сайтах таких органов либо публикуются в официальном печатном издании.
Обязанность уведомлять о приеме на работу указанных лиц, включенных в перечни, предусмотрена статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и должна быть исполнена работодателем в десятидневный срок после заключения трудового договора.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, установлены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. В частности, направляемое уведомление должно быть в письменной форме, и наряду с анкетными данными гражданина содержать иные сведения, касающиеся исполнения обязанностей по новой должности. При этом, направляя такое уведомление, работодатель должен убедиться в том, что оно получено государственным органом или органом местного самоуправления. Только тогда обязанность будет считаться исполненной.
Стоит также отметить, что обязанность уведомлять о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих возникает не только у работодателя, который принимает на работу гражданина сразу после увольнения со службы, но и у всех последующих работодателей в течение двух лет с момента увольнения со службы.
В случае ненаправления уведомления или нарушения срока его направления работодатель подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ. Санкция указанной статьи достаточно строгая и предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что организациями зачастую вышеназванное требование антикоррупционного законодательства не соблюдается. Желая избежать установленной законом ответственности, в свое оправдание должностные лица ссылаются на незнание норм закона либо полагают, что принятый ими работник не занимал коррупционно-опасную должность. Однако такие доводы не освобождают их от ответственности.
Только за первое полугодие
Хочется также обратить внимание работодателей на то, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, недобросовестные организации и их должностные лица не смогут избежать ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства.
Помощник прокурора республики по надзору
за исполнением законодательства о противодействии коррупции Надежда Диденко