В силу ст. 261 Трудового Кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам – до окончания такого отпуска. При этом женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Необходимо отметить, что Верховный суд Российской Федерации разъяснил что отсутствие у работодателя сведений о беременности работницы не является основанием для отказа судами в удовлетворении иска о восстановлении на работе. При этом беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе и в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась (п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).
Гарантия, закрепленная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, распространяется также и на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование, в том числе: женщин – руководителей организации (гл. 43 ТК РФ), спортсменов и тренеров (гл. 54.1 ТК РФ), женщин, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.
Требование ст. 261 ТК РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляет женщинам действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда.
Учитывая вышеизложенное, работодатель в силу закона не имеет права расторгать по собственной инициативе трудовой договор с беременной женщиной, за исключением случаев, предусмотренных законом, которые носят исчерпывающих характер.
В случае несоблюдения работодателем указанной нормы закона работник (беременная женщина) имеет право обжаловать его действия и решения, в том числе посредством подачи обращения (заявления, жалобы и т.п.) в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры либо обратиться в суд с заявлением о восстановлении на работе.
Согласно изменениям, внесенным в законодательство мелкое хищение имеет две разновидности:
- мелкое хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ), стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии квалифицирующих признаков указанных преступлений и признаков субъекта, предусмотренных в ст. 158.1 УК РФ;
- мелкое хищение чужого имущества (ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ) стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии квалифицирующих признаков указанных преступлений и признаков субъекта, предусмотренных в ст. 158.1 УК РФ.
Уголовным законом предусмотрена новая уголовно-правовая норма (ст. 158.1 УК РФ), которая устанавливает уголовную ответственность за два административных правонарушения (административная преюдиция). За первое из них лицо может быть подвергнуто административному наказанию за мелкое (в размере от 1 до 2,5 тыс. руб.) хищение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ. Второе правонарушение должно быть в виде мелкого хищения, минимальный размер которого не установлен, а максимальный размер составляет 2,5 тыс. руб.
Субъектом преступления, является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста к моменту совершения преступления, подвергнутое административному наказанию за ранее совершенное административное правонарушение за мелкое хищение чужого имущества, стоимостью не превышающей 2,5 тыс. рублей.
Преступление, предусмотренное ст. 158.1 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Санкция статьи предусматривает следующие виды наказаний:
- штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев;
- обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов;
- исправительные работы на срок до шести месяцев;
- ограничение свободы на срок до одного года;
- принудительные работы на срок до одного года;
- арест на срок до двух месяцев;
- лишение свободы на срок до одного года.