В силу ст. 261 Трудового Кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам – до окончания такого отпуска. При этом женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Необходимо отметить, что Верховный суд Российской Федерации разъяснил что отсутствие у работодателя сведений о беременности работницы не является основанием для отказа судами в удовлетворении иска о восстановлении на работе. При этом беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе и в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась (п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).
Гарантия, закрепленная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, распространяется также и на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование, в том числе: женщин – руководителей организации (гл. 43 ТК РФ), спортсменов и тренеров (гл. 54.1 ТК РФ), женщин, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.
Требование ст. 261 ТК РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляет женщинам действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда.
Учитывая вышеизложенное, работодатель в силу закона не имеет права расторгать по собственной инициативе трудовой договор с беременной женщиной, за исключением случаев, предусмотренных законом, которые носят исчерпывающих характер.
В случае несоблюдения работодателем указанной нормы закона работник (беременная женщина) имеет право обжаловать его действия и решения, в том числе посредством подачи обращения (заявления, жалобы и т.п.) в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры либо обратиться в суд с заявлением о восстановлении на работе.