В новом году в России вводятся электронные трудовые книжки. Переход на новый формат с привычного бумажного будет постепенным и только с добровольного согласия каждого гражданина индивидуально.
Согласно закону работодатели в первом полугодии 2020 года должны уведомить своих сотрудников об изменениях в трудовом законодательстве, а работники вправе до конца года сделать выбор в пользу одного из вариантов трудовой книжки, т.е. оставить бумажную или перейти на электронную. Соответствующее заявление нужно будет подать до 31 декабря 2020 года.
Если работник выбирает новый формат, то бумажную трудовую ему выдают на руки и в дальнейшем заполняется только электронная версия. В случае увольнения работодатель предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности по специальной форме, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью. Если он будет потерян, то все сведения можно будет получить из базы данных Пенсионного фонда.
Если работник решит оставить бумажную трудовую книжку, то работодатель продолжит вести её и в случае увольнения документ на руки выдаст именно в таком виде.
Те, у кого не будет возможности подать заявление в 2020 году, например, по причине временной нетрудоспособности, длительной командировки или отпуска, сохранят право выбора и после 2020 года. На это время их трудовая книжка будет оставаться бумажной.
Для тех, кто впервые вступит в трудовые правоотношения в 2021 году, сведения о периодах работы будут фиксироваться только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Для работодателей в новом году вводится обязанность ежемесячно подавать в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности своих сотрудников, у которых произошли какие-либо кадровые изменения: приём на работу, увольнение, перевод, изменение наименования должности, смена квалификации и т.д. Отражается в отчётности и информация о подаче заявления на выбор формы трудовой книжки. Отчёт за январь 2020 года, который будет первым, когда нововведения вступят в силу, необходимо будет подать до 15 февраля. В течение года от работодателей в Пенсионный фонд поступят данные обо всех сотрудниках.
Если работник выявит факт внесения неверной или неполной информации, то по его письменному заявлению работодатель обязан исправить неточные данные на достоверные и представить их в Пенсионный фонд.
Получить сведения, внесённые в электронную трудовую книжку, можно будет в клиентских службах ПФР и МФЦ в распечатанной на бумаге выписке, а также у работодателя. В режиме онлайн информация будет доступна на сайте ПФР, портале госуслуг, и соответствующих приложениях для смартфонов.
Удобный и быстрый доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а также высокий уровень безопасности и сохранности данных – это одни из множества преимуществ электронной трудовой книжки.