Вопросы, поступившие от ИП при проведении круглого стола:
- 1. При каких обстоятельствах наступает ответственность хозяйствующего субъекта, если на территории (в помещении) осуществления им деятельности выявлены нарушения масочного режима?
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 № 102 в границах территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности с 13 марта 2020 года по 10 января 2021 года.
С целью реализации комплекса мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) названным постановлением на граждан возложена обязанность носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (пп.2 п.4). На организации, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и оказания услуг населению, деятельность которых не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением возложена обязанность не допускать на свою территорию и не обслуживать граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски (медицинские, гигиенические), респираторы)( пп.7 п.4).
Таким образом, в случае выявления граждан, посещающих торговые организации (а также иные места массового пребывания граждан) без масок в условиях их обязательного использования, организация (индивидуальный предприниматель) должен предложить посетителю использовать средства индивидуальной защиты, в случае отказа, прекратить обслуживание и вызвать сотрудников ОМВД для решения вопроса об ответственности гражданина. При невыполнении указанной обязанности к ответственности надлежит привлечь организацию.
- 2. Какие меры поддержки предусмотрены для бизнеса в период введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 НК РФ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. предоставлены полномочия по продлению сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (подпункты 1 - 3 и 5 пункта 2 статьи 18 НК РФ), а также уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора.
Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ предоставить арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и (или) в реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших из-за коронавируса, возможность получить отсрочку уплаты (в некоторых случаях - освобождение от уплаты) арендных платежей по договорам аренды имущества, находящегося в собственности субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 органам государственной власти субъекта РФ рекомендовано оказать арендодателям-собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, меры поддержки в части уплаты в 2020 г. налога на имущество, земельного налога, арендной платы за землю, на которой находится объект.
На сайте Правительства Хакасии имеется Перечень республиканских мер поддержки МСП в условиях распространения коронавирусной инфекции, который состоит из 6 разделов (снижение процентной ставки и отсрочка, предоставление на льготных условиях по микрозаймам «Гарантийного фонда – МКК Хакасии», снижение ставки УСН до минимального уровня, отсрочка арендных платежей).
На сайте ФНС России создан специальный раздел «Коронавирус- меры поддержки бизнеса», в котором опубликованы меры поддержки бизнеса, попавшего в сложную экономическую ситуацию из-за распространения коронавирусной инфекции. В разделе размещена достаточно подробная информация о мерах (освобождение от налогов и сборов, приостановление проверок, продление срока сдачи отчетности, введение моратория на возбуждение дел о банкротстве, приостановление мер взыскания, отсрочки платежей).
- 3. Каков порядок проведения проверок органами государственного и муниципального контроля, имеются ли особенности их проведения в 2020 году?
Правительство РФ установило особый порядок проведения в 2020 году проверок в отношении юридических лиц и ИП (в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотренного Законом о защите прав юридических лиц и ИП). При этом разделило всех лиц, на которых распространяется данный порядок, на две группы. В первую группу вошли субъекты среднего и малого предпринимательства, которые включены в реестр СМП, а также некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и НКО, включенных в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента). Во вторую группу вошли все иные юридические лица и ИП.
В отношении первой группы могут быть проведены только внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы наступления таких последствий, возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также об исполнении ранее выданных предписаний. Эти проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры. Также допустимо проведение внеплановых проверок по поручению органов прокуратуры, по инициативе самого предпринимателя и лицензиата.
Для второй группы юридических лиц и предпринимателей, плановые проверки также отменены (за исключением организаций и предпринимателей, использующих производственные объекты чрезвычайно высокого или высокого риска), а проведение внеплановых проверок только по согласованию с органами прокуратуры.
Допустимо проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
По общему правилу (за исключением отдельных случаев) проверки в отношении обеих групп субъектов в 2020 г. должны проводиться только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
На 2021 год установлены особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и ИП. В частности, проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Также в отдельных случаях может быть принято решение о проведении вместо плановой проверки инспекционного визита.
- 4. Каковы особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора?
Так же как и для других видов государственного контроля плановые проверки федерального государственного пожарного надзора не проводятся, только внеплановые:
- согласованные органами прокуратуры, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- проводимые на основании поручения президента РФ, правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.