Основное право собственника помещения в многоквартирном доме в отношениях по поводу общего имущества и управления им - голосовать по всем вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выражая свою действительную волю (ч. 1 ст. 48 ЖК).
В соответствии с п.7 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ председатель Совета дома и Совет дома подотчетны общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме, а не управляющей компании.
Председатель Совета МКД не может прекратить свои полномочия путем подачи заявления в управляющую компанию, и тем более прекратить таким способом полномочия всех членов Совета дома.
Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (п.9 ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Совет дома переизбирается в случае истечения срока полномочий либо досрочно – при ненадлежащем исполнении своих обязанностей. Срок полномочий Совета устанавливает общее собрание. Если срок не установлен, то «по умолчанию» он составляет два года. Если на собрании собственники не приняли решение о переизбрании Совета МКД, то его полномочия продлеваются на тот же срок (ч. 10. ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Иного порядка прекращения полномочий Совета дома законодательство не предусматривает.
Согласно подп. 2.1 п.2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о благоустройстве относится к компетенции Общего собрания собственников помещений МКД, а не к компетенции Совета дома.
Норм, регламентирующих иной способ принятия решений о благоустройстве законодательство не содержит.
В п.17 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр указано, что формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования.
То есть вопрос, предлагаемый к рассмотрению на общем собрании должен быть четким, не двояким, подробным и содержащим, если необходимо, расчеты и техническое обоснование.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ст.156 ЖК РФ).
В силу п. 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме размещается:
1) управляющей компанией;
2) в целях принятия собственниками решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме;
3) в предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения.
Аналогичные положения, которые также предусматривают обязанность формирования перечней работ и услуг по содержанию и текущему ремонту на основании актов обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иных документов, содержащих сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), закреплены в пунктах 5, 6, 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Из указанного следует, что объем работ по текущему ремонту и содержанию должен определяться с учетом технического состояния МКД, а их стоимость - с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ и т.д. (подпункт "в" пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
Следовательно, решение общего собрания о перечнях работ по содержанию и текущему ремонту МКД должно отражать конкретные работы, услуги, подлежащие выполнению, с возможностью идентификации их наименований, объемов и стоимости. В свою очередь утверждение общим собранием таких работ должно быть обосновано необходимостью их проведения для обеспечения надлежащего содержания МКД и поддержания его в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями законодательства.
Произвольно объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД и их стоимость общим собранием устанавливаться не могут.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации не соответствует требованиям жилищного законодательства предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без расчета (сметы) и обоснования размера платы за содержание жилого помещения; указанные в нем наименование работ/услуг, период, годовая плата и размер за квадратный метр не позволяют установить обоснованность предложенных размеров платы за те или иные услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД (Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2020 N 301-ЭС20-1335).
На произвольность работ и услуг указывает следующее:
- невозможность установления обоснованной необходимости их проведения (нет ссылок на акты осмотров МКД, иных документы о техсостоянии МКД).
- невозможность установления наименования конкретных услуг и работ, их объема и стоимости.
- невозможность установить конкретные места якобы планируемого проведения работ по текущему ремонту.
- невозможность установить ценообразующие характеристики материалов, подлежащих использованию в предусмотренных перечнями работах.
- невозможность установить количество и идентификационные характеристики оборудования, подлежащего освидетельствованию и поверке.
В Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится норм, относящих к компетенции общего собрания принятие решений об установлении произвольных перечней работ (услуг) по содержанию и текущему ремонту МКД и их стоимости (без их обоснования относительно технического состояния конкретного дома и без их экономического обоснования относительно стоимости каждого вида услуг, работ включенных в тариф (смет)). Такие решения ничтожны в силу 3 ст.181.5 ГК РФ.