Национальным планом развития конкуренции на 2021-2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации, к 1 сентября 2023 года запланировано оказывать услуги по организации похорон по принципу одного окна. В связи с этим 29 марта в Администрации муниципального образования прошла встреча с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере ритуальных услуг на территории муниципального образования г.Саяногорск.
В целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации к 1 сентября 2023 года необходимо создать и разместить на официальном сайте муниципального образования реестр услуг хозяйствующих субъектов, имеющих право на оказание услуг по организации похорон на основе конкуренции, с полной информацией о хозяйствующих субъектах, включая стоимость оказываемых ритуальных услуг.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания, является Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.1996. В соответствии указанным законом утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования город Саяногорск, решение Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск №63 от 25.09.2014.
Но следует отметить, что сфера ритуальных услуг входит в состав бытового обслуживания населения, которое является неотъемлемой частью инфраструктуры городского округа – потребительский рынок. Бытовое обслуживание - это один из трех сегментов сферы обслуживания потребительского рынка, который включает в себя, в том числе торговлю, общественное питание. Потребительский рынок является неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Создание комфортной потребительской среды в интересах населения муниципального образования требует от участников рынка исполнять требования нормативных правовых актов, обеспечивающих право потребителя:
- на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;
- на соблюдение порядка (правил) выполнения работ либо оказания населению услуг;
- на возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя;
- на защиту от навязывания дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату;
- на защиту от обмана;
- на справедливые условия договора.
В соответствии с законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, Правилами бытового обслуживания населения, постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1514 в обязанности исполнителя входит доведение информации до потребителей - «Уголок потребителя». Он может быть оформлен в виде информационного стенда либо содержаться в папке, в виде правовой информации в доступном для потребителя месте.
Исполнитель обязан донести до потребителя услуг следующую информацию:
- фирменное наименование (наименование);
- место нахождения (адрес);
- режим работы продавца (исполнителя), а также уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
- информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего органа;
- перечень оказываемых услуг и условия их предоставления;
- сроки оказания услуг (выполнения работ);
- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
- образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме этого в «Уголке потребителя» должны быть размещены:
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
- Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1514,
- книга отзывов (жалоб) и предложений;
- информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (Роспотребнадзор, телефон, адрес).
Хотелось бы напомнить, что Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека (ее территориальными органами) в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».
В Администрации муниципального образования г.Саяногорск на первом этаже, каб.107 ведет прием специалист по защите прав потребителей, одним из основных направлений которого является рассмотрение жалоб и заявлений потребителей в защиту своих прав, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций между продавцом, исполнителем (работ, услуг) и потребителем. К нему следует обратиться в случае нарушении прав, в том числе в сфере ритуальных услуг.
Мы надеемся, что включение рынка ритуальных услуг в Национальный План развития конкуренции в Российской Федерации позволит создать на этом рынке не только равные условия для всех его участников, но и каждый участник внесет вклад, который будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.