«Русал» задумался о велосипедах
Компания разрабатывает алюминиевый сплав, который можно будет использовать для производства велосипедных рам
Крупнейший производитель алюминия в мире компания «Русал» (основной владелец Олег Дерипаска) разрабатывает сплав, который может быть использован в производстве рам для велосипедов. Как сообщил «Известиям» директор «Русала» по сбыту в России и СНГ Роман Андрюшин, компания разрабатывает алюминиевый сплав для авиации и производства велосипедных рам, который будет легче традиционных алюминиевых и титановых.
— Сплав мы уже делаем. Займемся его популяризацией в горизонте 1–2 лет. А дальше при достижении конкурентных экономических параметров, я думаю, что через 36 месяцев можно видеть его применение и в производстве рам для велосипедов. При больших объемах продаж такой велосипед мог бы стоить дешевле китайского аналога, потому что сработает эффект масштаба. Проблема в производстве алюминиевых рам заключается в том, что российские производители велосипедов не могут выйти на тот объем, который им позволит конкурировать с китайцами. Но прежде чем начнется прорыв на российском рынке велосипедов с алюминиевыми рамами, его необходимо защитить от недобросовестной конкуренции, — сказал Андрюшин. Какой может быть цена велосипеда с алюминиевой рамой из сплава «Русала», он оценить затруднился.
Алюминиевый сплав для выпуска велосипедных рам в России пока никто не делает, все алюминиевые рамы импортируются. Поэтому эксперты, опрошенные «Известиями», осторожно оценивают перспективы востребованности нового сплава.
— В нашей стране рамы из алюминия не производятся, и, соответственно, рынка сбыта алюминиевых сплавов для велосипедных рам в России пока нет, — сказал «Известиям» Денис Голубцов, директор по маркетингу пермской компании Forward (второй по количеству выпускаемых велосипедов в России производитель). — Сами технологии изготовления таких рам не какие-то космические, это не ноу-хау. Самый главный вопрос в том, что для их производства требуются принципиально иные инвестиции, чем для производства стальных рам. Кроме того, возникает вопрос по экологии — это вредное производство, к которому существуют особые требования. Еще один барьер на пути открытия алюминиевого производства рам в России заключается в эффекте масштаба. Очень важно рассчитывать окупаемость такого производства. При этом необходимо понимать, что велосипедов на стальных рамах — такие рамы российские компании производят сами — продается больше, чем на алюминиевых.
Голубцов не назвал объемов, при которых производство алюминиевых рам в России может стать рентабельным.
Как правило, алюминиевый сплав стоит дороже, чем обычный алюминий. На 1 декабря Лондонской бирже металлов цена на алюминиевый сплав составляла $1615, а на алюминий — $1442 за тонну. Но порой разница в цене может достигать нескольких тысяч долларов, например в алюмо-скандиевом сплаве (обшивка космического челнока «Буран» была сделана именно из такого сплава — очень легкого и прочного).
— Цена сплава, конечно, выше, чем обычного алюминия, потому что речь идет о переработке. Чтобы ответить более конкретно, нужно понимать, в каком виде поставляется сплав — плоский слиток, круглый слиток, лист. Что в него добавляется. Далее всё зависит от цены первичного алюминия, затрат на себестоимость и т.д. Но этой информацией вряд ли участники рынка готовы делиться — это договорные и коммерческие данные, — прокомментировал «Известиям» источник в отрасли вопрос о возможной цене создаваемого сплава.
По данным сайта aliexpress.com, cтоимость готовых велосипедных рам из алюминиевого сплава варьируется в диапазоне от 7,3 тыс. рублей ($109) до 22 тыс. рублей ($328) за 1 кг веса готовой рамы.
Рамы из алюминиевых сплавов для велосипедов очень легкие, их вес составляет в среднем от полутора до двух с лишним килограммов.
«Веломоторс» поборется с китайским импортом
О том, что рынок велосипедных рам привлекателен для производителей, говорит не только желание «Русала» начать собственное производство. Крупнейший производитель велосипедов в России компания «Веломоторс» также начнет в 2016 году производить алюминиевые рамы для двухколесных велосипедов на cвоем мотовелозаводе в Жуковке Брянской области. Об этом «Известиям» сообщил представитель компании.
Совладельцами «Веломоторс» являются Александр (40%) и Юрий Начевкины (30%), а также Игорь Иванов (30%). В группу компаний входят Крыловский веломотозавод в Краснодарском крае, Жуковский веломотозавод в Брянской области и Кубинский велозавод в Московской области.
По оценкам экспертов «Веломоторс», cтоимость рамы из алюминиевого сплава может составляет примерно 10–15% от общей стоимости велосипеда (в зависимости от «обвеса» конкретного изделия), а в самых дешевых моделях она может доходить до 50%. Вес рамы из сплава алюминия составляет от 1 до 5 кг, то есть в районе 10–30% от веса велосипеда. Помимо рам, «Веломоторс» намерен также освоить собственное производство одинарного и двойного колесных ободов из алюминиевого сплава.
Собеседник не стал комментировать вопросы об инвестициях в оборудование.
По мнению заместителя главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонида Хазанова, стоимость оборудования по выпуску алюминиевых полуфабрикатов и последующей сварки из них рам для велосипедов начинается от нескольких миллионов долларов.
Эксперты предполагают, что «Веломоторс» решил заняться собственным производством рам с целью снижения доли импортных составляющих в цене и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции по сравнению с импортной.
Дорожная карта велоиндустрии
В настоящее время отечественная ассоциация мотовелопроизводителей прорабатывает вопрос о подаче заявления в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) для проведения антидемпингового расследования в отношении велосипедов из Китая.
Павел Шмидов, президент Национальной ассоциации развития веломотоиндустрии (и по совместительству сотрудник «Веломоторс»), подтвердил «Известиям», что «работа в этом направлении ведется». Ранее, в мае 2015 года, Шмидов заявлял, что при поддержке Минпромторга была составлена «дорожная карта» господдержки мотовелостроения России. Документ утвержден руководителями ряда департаментов министерства, ключевыми пунктами стали понижение или обнуление таможенных ставок на комплектующие, завозимые из-за рубежа. Кроме того, карта предусматривает инициирование проведения антидемпингового расследования в отношении Китая в части, касающейся поставки оттуда квадроциклов и велосипедов.
— Мы планируем при поддержке исполнительной власти страны и надгосударственного уровня — Евразийской экономической комиссии, до начала — середины осени начать антидемпинговое расследование по велосипедам и квадроциклам, поступающим к нам из КНР. И по аналогии с Евросоюзом ввести антидемпинговую таможенную ставку в отношении номенклатуры изделий, поступающих из этой страны, — говорил Шмидов.
— Евразийская экономическая комиссия не получала заявления для начала такого расследования, — пояснил «Известиям» представитель ЕЭК. — Не всегда наличие товара на рынке является следствием демпинговых поставок: антидемпинговое расследование производится, если поставки идут в Россию по цене ниже, чем велосипед продается в Китае.
Отечественный рынок велосипедов
По оценкам «Веломоторс», объем рынка велосипедов в России составляет 4,5 млн штук в год (модели с алюминиевой рамой занимают около 45% рынка). Таким образом рынок велосипедов в РФ с рамами из алюминиевых сплавов может составлять около 2 млн штук.
Сегодня российские компании выпускают около 2 млн велосипедов в год, занимая около 45% рынка велосипедов, остальное импортируется в основном из Китая (за 2015 год, по данным Федеральной таможенной службы, Россия импортировала собранных велосипедов на $80 млн, причем из Китая на сумму около $60 млн). Все велосипедные алюминиевые рамы, продающихся в России российских велосипедов в основном сделаны в Китае. Производители импортируют также основные ключевые компоненты, необходимые для производства велосипедов: втулки, обода, системы переключения передач и т.п.
В настоящее время велосипеды с рамами из алюминия стоят в среднем вдвое дороже собратьев со стальными рамами (порядка 20 тыс. рублей и выше, против 7–13 тыс. рублей). Эксперты, опрошенные «Известиями», говорят, что с декабря 2014 по декабрь 2015 года велосипеды подорожали на 20–50%.
В Федерации велосипедного спорта России «Известиям» сообщили, что сборная команда России по велоспорту использует в основном велосипеды с карбоновыми рамами.
— Необходимо как возрождать производство металлических, так и налаживать выпуск карбоновых велосипедов, которые не должны уступать лучшим мировым образцам. Сейчас производители не заинтересованы в изготовлении таких велосипедов, так как их сложно реализовать, а также соперничать с зарубежными аналогами по цене и качеству, — сообщил представитель федерации Ярослав Червяк.