Заработная плата, являясь экономической категорией, способствует экономическому развитию страны и имеет большое значение в социальной политике.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата, или оплата труда работника, - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Сюда же относятся компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Работодатели, пытаясь уменьшить выплачиваемые налоги, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками. Как правило, под «серой» зарплатой (ее также иногда называют «теневой») понимается разделение выплачиваемой работнику суммы: часть выплачивается официально, при этом ее размер прописывается в трудовом договоре, а часть выдается «в конверте» на руки; размер последней, как правило, устанавливается лишь на словах.
В основе этой проблемы лежат разные причины:
1) Историческая: в 1991-1992 годах у большинства граждан на основании Федерального закона от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» были заморожены их сбережения, в результате граждане вынуждены были выживать, занимаясь неучтенным трудом и бизнесом без уплаты налогов.
2) Социальная: приватизация 90-х годов создала основу для морального оправдания правового нигилизма и неуплаты налогов.
3) Экономическая: возникшая ситуация массовой неуплаты налогов в сфере малого и среднего предпринимательства породила замкнутый круг, когда предприятие, желающее платить все обязательные платежи в полном объеме, объективно становится неконкурентоспособным.
Однако, государство на сегодняшний день создало систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, которая включает в себя:
1) величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (ст. 133 Трудового Кодекса РФ; Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»);
2) меру, обеспечивающую повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);
3) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (статьи 137, 138 ТК РФ; глава 23 Налогового Кодекса РФ);
4) ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст. 131 ТК РФ);
5) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,Статья 64 Гражданского Кодекса РФ;
6) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда (Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»)
7) ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 236 ТК РФ, ст. 5.27 Кодекса административных правонарушений РФ, ст. 145.1 Уголовного Кодекса РФ);
8) сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).
Несмотря на это, по данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2020 году примерно 30–40% граждан получали неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн рублей ежегодно.
Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года.
В последнее время Правительством Российской Федерации принят ряд мер, направленных на стимулирование выхода из «тени». В частности, установлены пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые платят своим работникам зарплату не ниже минимального размера оплаты труда. Совершенствуются специальные налоговые режимы, введен налог на профессиональный доход.
На территории муниципального образования город Саяногорск при Администрации муниципального образования создана межведомственная рабочая группа по вопросам снижения неформальной занятости, исключения выплаты работодателями нелегальной заработной платы, мониторингу за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы (МРГ), которая осуществляет координацию межведомственного взаимодействия в данном направлении.
14 сентября 2021 года состоялось очередное заседание МРГ, на котором заслушивался доклад и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Республике Хакасия (ГИТ РХ) о наличии за прошедший период 2021 года по муниципальному образованию город Саяногорск проверок, выданных предписаний об устранении нарушений, составленных протоколов об административных правонарушений в пределах имеющихся полномочий, в рамках государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В результате межведомственного взаимодействия на территории муниципального образования город Саяногорск ГИТ РХ инициировала 11 проверок, ими выдано 68 предостережений, трем хозяйствующим субъектам придется выплатить серьезные штрафы за привлечение к работе без оформления трудовых договоров.
На заседании также заслушивался доклад представителя ОМВД России по г. Саяногорску, который содержал информацию о 13 проведенных сотрудниками МВД мероприятиях по выявлению граждан, незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность, уклоняющихся от уплаты налогов на доходы физических лиц в сфере пассажирских перевозок, лесопереработки и оказания ритуальных услуг. По выявленным нарушениям ведется работа.
Обращаем внимание, что законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, а также за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Республике Хакасия осуществляется Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия (г. Абакан, ул. Крылова 68, тел.8(3902) 28-82-32).